В монографии швейцарского психолога Жана Пиаже «Суждение
и рассуждение ребёнка», изданной в Санкт-Петербурге в 1997 году,
рассматриваются вопросы психологии детских рассуждений, особенности
вербального выражения детской мысли.
Сущность проблемы, побудившей автора написать данную
монографию, сводится к тому, что детское рассуждение существенно отличается от
взрослого. Описывая основные черты детских рассуждений, автор
отталкивается от положения, что логическое рассуждение всегда есть
доказательство, следовательно, отсутствие у ребёнка потребности в
доказательстве должно отразиться на его манере рассуждать. Поэтому главной
целью работы автор ставит выявление особенностей детских рассуждений.
Монография Ж. Пиаже состоит из пяти глав. Каждая
глава имеет введение, <...> аргументируется необходимость проведения того
или иного исследования, основную часть, состоящую из нескольких параграфов,
посвященных отдельным аспектам проблемы детских рассуждений, и заключение,
содержащее основные выводы главы.
Оценивая работу в целом, можно утверждать, что выводы,
сформулированные автором по результатам проведённых исследований, являются,
безусловно, огромным вкладом в науку. Заслуга автора заключается в том, что в
монографии получили исчерпывающее освещение представления о структуре и
функционировании детской мысли. Главная ценность работы, на наш взгляд,
заключается в основных выводах автора об особенностях вербально выраженной
мысли ребенка, в используемых методиках работы с детьми, а также в приводимых
высказываниях детей, иллюстрирующих основные положения теории автора.