Научные методы в биологии
Вопрос "научные методы" включен в экзаменационный материал ЕГЭ по биологии.
Это совершенно логично, поскольку экзамен прежде всего должен проверить фундаментальные базовые знания по предмету биология.
В биологии, как в любой науке, мы пользуемся частными научными методами.
Генеалогический метод – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.
Исторический метод – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Эволюционное учение развивалось в значительной мере благодаря этому методу.
Палеонтологический метод – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.
Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.
Цитологический, или цитогенетический, метод – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.
Биохимический метод – исследование химических процессов, происходящих в организме.
Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.
У каждой науки есть свой объект, и свой предмет исследования. У биологии объектом исследования является жизнь. Носители жизни – живые тела. Все, что связано с их существованием, изучает биология.
Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ.
С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов.
Это важно понять, т.к. вопросы о том, что является объектом исследования той или иной науки, встречаются в экзаменационных вопросах. Кроме того, это важно для тех, кто в будущем будет заниматься наукой.